Современные образовательные программы направлены на обучение детей логическому мышлению, т.е. на усиленный тренинг левого полушария мозга. Правое полушарие, отвечающее за воображение и творческие способности, получает недостаточное развитие, и в результате гармония личности оказывается разрушенной. Между тем, только союз логики и творчества способен сделать человека по-настоящему успешным. Один из эффективных путей равновесного развития обоих полушарий — принципы ментальной арифметики, основанные на использовании обычных косточковых счёт, или абакуса.
Счёты — древнейший калькулятор
Ещё в глубокой древности люди начали использовать различные предметы, чтобы облегчить выполнение подсчётов. Наиболее удачным приспособлением, созданным несколько тысяч лет назад и дошедшим почти в неизменном виде до наших дней, стали обычные счёты, или абакус. Принцип их функционирования очень прост: несколько рядов бусин, перемещаемых на верёвочках, помогают представить любое число в виде комбинации бусин, а также совершать с этим числом простейшие арифметические действия.
Вместо того, чтобы запоминать значки, обозначающие цифры, и их сочетания, ребёнок вначале манипулирует счётными бусинами, а затем переходит к их перемещению в своём воображении, чтобы выполнить тот или иной подсчёт. При этом активно работают оба полушария — и левое, обеспечивающее счёт, и правое, отвечающее за работу воображения. После недолгой тренировки скорость подсчётов в уме возрастает, так как правое полушарие работает быстрее левого. Всё, что нужно сделать, чтобы сложить или вычесть многозначные числа — представить их отложенными на костяшках абакуса и получить готовый ответ.
Польза ментальной арифметики
По всему миру психологи бьют тревогу: у детей, с дошкольного возраста использующих калькуляторы, компьютеры и другие гаджеты, резко падает воображение. В то же время единственная функция человека, пока что недоступная компьютерной технике — это творчество, создание новых идей, смыслов и проектов.
Только человеческий мозг способен обрабатывать огромные массивы информации, отбирая и соединяя её по едва уловимым признакам. Это качество нередко называют эмпатией или интуицией, но во многих случаях именно так проявляется заложенное в людях творческое начало. Лишённый столь важного умения человек неспособен добиться заметного успеха в любой сфере деятельности, поскольку не сможет создать ничего нового, выйдя за рамки общепринятых процессов. Причём равное развитие должны получить обе стороны ментальной деятельности — и творческие, и логико-аналитические способности.
Ощутимые результаты
Если взрослые люди могут заставить себя упорно трудиться для достижения поставленной цели, то ребёнку важно получить видимый результат как можно скорее. У него недостаёт терпения ждать неделями и месяцами, развивая и оттачивая свои навыки. Именно этим, по мнению многих педагогов, объясняется взрывная популярность книг о Гарри Поттере. Дети, казалось бы, прочно забывшие о том, что существует такой вид досуга, как чтение книг, с энтузиазмом принимались за толстые фолианты произведений Дж. Роулинг.
Доктор психологии К. Поливанова объяснила этот феномен очень просто: дети идентифицировали себя с мальчиком-волшебником, для которого множество проблем решались буквально одним взмахом волшебной палочки. Достаточно взмахнуть ею и прочесть заклинание, чтобы увидеть результат. Сегодня многим детям не хватает именно этого — выполнения действий, которые приводят к быстрому и заметному результату.
Ментальная арифметика является именно таким методом: она ориентирована на быстрое достижение целей. Программа является своеобразной волшебной палочкой, которую могут использовать сами дети, их родители и учителя. Человек, владеющий принципами ментальной арифметики, обретает возможности волшебника. Вы развиваете физические способности, выполняя различные упражнения, но точно так же, специальными комплексами упражнений, следует развивать и мышление.
Особенности ментальной арифметики
Чем больше вы упражняете мозг, тем легче и быстрее он справляется с новыми задачами. Тренировка заключается в образовании всё большего числа связей между нейронами головного мозга, расположенными в правом и левом полушариях. Рост числа таких связей является обязательным условием ускорения мыслительного процесса, и в результате человек легко справляется с задачами, которые ещё недавно казались ему недостижимо сложными.
Наиболее важно развивать нейронные связи у детей в период между четырьмя и двенадцатью годами. Это самый ответственный этап в жизни человека, который является определяющим для его будущих способностей и возможностей. Занимаясь ментальной арифметикой, дети вначале учатся считать при помощи абакуса, затем — выполнять подсчёты, используя воображаемый абакус. В результате ребёнок получает навыки:
- быстрого счёта в уме;
- концентрации внимания на решении определённой задачи;
- творческих способностей, фантазии, воображения;
- умения находить разные пути для решения поставленных задач;
- аналитического мышления, логики, системного подхода к любой проблеме.
Кроме того, существенно укрепляется память, дети получают возможность без усилий запоминать большие массивы цифровой, текстовой и зрительной информации. У малышей к этому прибавляется развитие мелкой моторики пальчиков, что не менее важно для успешного развития интеллектуальных возможностей.