Главная    О нас    Научные исследования о ментальной арифметике    Актуальность ментальной арифметики для развития детей

Актуальность ментальной арифметики для развития детей

Современные образовательные программы направлены на обучение детей логическому мышлению, т.е. на усиленный тренинг левого полушария мозга. Правое полушарие, отвечающее за воображение и творческие способности, получает недостаточное развитие, и в результате гармония личности оказывается разрушенной. Между тем, только союз логики и творчества способен сделать человека по-настоящему успешным. Один из эффективных путей равновесного развития обоих полушарий — принципы ментальной арифметики, основанные на использовании обычных косточковых счёт, или абакуса.

Счёты — древнейший калькулятор

Ещё в глубокой древности люди начали использовать различные предметы, чтобы облегчить выполнение подсчётов. Наиболее удачным приспособлением, созданным несколько тысяч лет назад и дошедшим почти в неизменном виде до наших дней, стали обычные счёты, или абакус. Принцип их функционирования очень прост: несколько рядов бусин, перемещаемых на верёвочках, помогают представить любое число в виде комбинации бусин, а также совершать с этим числом простейшие арифметические действия.

Вместо того, чтобы запоминать значки, обозначающие цифры, и их сочетания, ребёнок вначале манипулирует счётными бусинами, а затем переходит к их перемещению в своём воображении, чтобы выполнить тот или иной подсчёт. При этом активно работают оба полушария — и левое, обеспечивающее счёт, и правое, отвечающее за работу воображения. После недолгой тренировки скорость подсчётов в уме возрастает, так как правое полушарие работает быстрее левого. Всё, что нужно сделать, чтобы сложить или вычесть многозначные числа — представить их отложенными на костяшках абакуса и получить готовый ответ.

Польза ментальной арифметики

По всему миру психологи бьют тревогу: у детей, с дошкольного возраста использующих калькуляторы, компьютеры и другие гаджеты,  резко падает воображение. В то же время единственная функция человека, пока что недоступная компьютерной технике — это творчество, создание новых идей, смыслов и проектов.

Только человеческий мозг способен обрабатывать огромные массивы информации, отбирая и соединяя её по едва уловимым признакам. Это качество нередко называют эмпатией или интуицией, но во многих случаях именно так проявляется заложенное в людях творческое начало. Лишённый столь важного умения человек неспособен добиться заметного успеха в любой сфере деятельности, поскольку не сможет создать ничего нового, выйдя за рамки общепринятых процессов. Причём равное развитие должны получить обе стороны ментальной деятельности — и творческие, и логико-аналитические способности.

 

Ощутимые результаты

Если взрослые люди могут заставить себя упорно трудиться для достижения поставленной цели, то ребёнку важно получить видимый результат как можно скорее. У него недостаёт терпения ждать неделями и месяцами, развивая и оттачивая свои навыки. Именно этим, по мнению многих педагогов, объясняется взрывная популярность книг о Гарри Поттере. Дети, казалось бы, прочно забывшие о том, что существует такой вид досуга, как чтение книг, с энтузиазмом принимались за толстые фолианты произведений Дж. Роулинг.

Доктор психологии К. Поливанова объяснила этот феномен очень просто: дети идентифицировали себя с мальчиком-волшебником, для которого множество проблем решались буквально одним взмахом волшебной палочки. Достаточно взмахнуть ею и прочесть заклинание, чтобы увидеть результат. Сегодня многим детям не хватает именно этого — выполнения действий, которые приводят к быстрому и заметному результату.

Ментальная арифметика является именно таким методом: она ориентирована на быстрое достижение целей. Программа является своеобразной волшебной палочкой, которую могут использовать сами дети, их родители и учителя. Человек, владеющий принципами ментальной арифметики, обретает возможности волшебника. Вы развиваете физические способности, выполняя различные упражнения, но точно так же, специальными комплексами упражнений, следует развивать и мышление.

Особенности ментальной арифметики

Чем больше вы упражняете мозг, тем легче и быстрее он справляется с новыми задачами. Тренировка заключается в образовании всё большего числа связей между нейронами головного мозга, расположенными в правом и левом полушариях. Рост числа таких связей является обязательным условием ускорения мыслительного процесса, и в результате человек легко справляется с задачами, которые ещё недавно казались ему недостижимо сложными.

Наиболее важно развивать нейронные связи у детей в период между четырьмя и двенадцатью годами. Это самый ответственный этап в жизни человека, который является определяющим для его будущих способностей и возможностей. Занимаясь ментальной арифметикой, дети вначале учатся считать при помощи абакуса, затем — выполнять подсчёты, используя воображаемый абакус. В результате ребёнок получает навыки:

  1. быстрого счёта в уме;
  2. концентрации внимания на решении определённой задачи;
  3. творческих способностей, фантазии, воображения;
  4. умения находить разные пути для решения поставленных задач;
  5. аналитического мышления, логики, системного подхода к любой проблеме.

Кроме того, существенно укрепляется память, дети получают возможность без усилий запоминать большие массивы цифровой, текстовой и зрительной информации. У малышей к этому прибавляется развитие мелкой моторики пальчиков, что не менее важно для успешного развития интеллектуальных возможностей.