Международная сеть детских центров ментальной арифметики
МЕНАР
Выбери свой менар
Главная » О нас » Научные исследования о ментальной арифметике

Научные исследования о ментальной арифметике

 

 

Автор: Кимико Кавано

Медицинская школа Nippon,

Центр науки и информатики, Япония

 

В нашем центре, с помощью ЭЭГ, изучались мозговые волны во время различных видов мозговой активности в течение нескольких лет. Мы просили учеников слушать музыку, а затем выполнять арифметические действия, и проводили ЭЭГ исследование с целью определения уровня активности головного мозга. Затем, проведя статистический анализ полученных данных, мы обнаружили что волны, отвечающие за работу мозга, активнее работали в правом полушарии во время прослушивания музыки и в левом, во время выполнения вычислений. Это подтверждало то,  что правое полушарие отвечает за распознавание изображений и музыки, а левое полушарие напрямую связано с логическим мышлением, с вычислениями. Мы были убеждены в этом, пока однажды, нас не попросили протестировать ученика, победившего в олимпиаде по ментальной арифметике (Менар), на предмет его мозговой активности.

Когда мы исследовали работу мозга у ребенка, во время счёта методом Ментальная Арифметика (Менар), результаты оказались неожиданными: обычно, за вычисления отвечает левая сторона мозга, но здесь, вместо нее, активным становилось правое полушарие мозга. Другими словами, ученик выполнял арифметические действия, используя правое полушарие мозга. Я сомневалась в точности результатов, ведь показания одного ребенка вполне могли быть простым исключением из правил, индивидуальной особенностью. Однако, после того как мы протестировали другого ученика, результаты оказались практически идентичными, с минимальными индивидуальными различиями. Мы заинтересовались, каким же образом они решают примеры, и снова, и снова получали один и тот же ответ – они мысленно представляют абак, бусины на котором передвигаются с большой скоростью. 

Обычно, человек считает в уме, используя свой внутренний голос, например, «Сто минус семь равно девяносто три». Человек преобразует математические знаки в слова. В то время как ученики Менар визуализируют изображение абака в своем воображении. Разница в использовании двух полушарий мозга при выполнении вычислений особенно заметна в ЭЭГ-исследованиях. Подобный способ мозговой деятельности можно наблюдать во время игры в японские шахматы, где человек решает задачи, совмещая процесс с игрой. Однако, считая во время игры, шахматисты все же используют левое полушарие мозга точно так же, как и все обычные люди.

Конечно, это не значит, что ментальная арифметика влияет только на развитие правого полушария мозга, на развитие творческих или музыкальных способностей. Гораздо более важно развитие самой способности визуализировать, ведь это умение может пригодиться в самых разных ситуациях. Многие ученики, освоившие курс Менар, используют свои способности при запоминании текста учебника или во время изучения истории, где необходимо запоминать большое количество дат исторических событий. Таким образом, способности, развивающиеся во время изучения ментальной арифметики, могут использоваться во многих сферах.

Даже начинающие ученики способны совершать вычисления на сложение и вычитание, используя ментальный счет, представляя, как бусины двигаются перед их глазами. Эта система позволяет понять десятичную систему и  числовые разряды. Как только ребенок понимает, что такое цифры, он увлекается математикой. Первый успех придает детям уверенность в учебе,  так ментальная арифметика оказывает положительное влияние на изучение других школьных дисциплин. Современное образование фокусируется на теории и ее запоминании. Разумеется, теория имеет важное значение в образовании, но не все ученики способны усваивать информацию только на основании теоретических знаний. 

Я уверена, что грамотное использование образного мышления, которое развивается во время освоения ментальной арифметики, позволит человечеству еще больше развить способность мыслить креативно, в полной мере использовать способности своего мозга.  

 

 

  ЭФФЕКТЫ И ПРОГНОЗЫ В ИЗУЧЕНИИ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ

  Автор: Доктор Шизуко Амаива Профессор, Университет Синсу, факультет образования, Япония

Я много лет проводила исследования ментальной арифметики с позиции психолога. Результаты исследований показали, что ментальная арифметика позволяет развивать не только навыки математического счёта, но также помогает в освоении и других дисциплин. Ниже я подробнее расскажу об этом и постараюсь объяснить причины этого. Также, будут рассмотрены характеристики и прогнозы в изучении ментальной арифметики.

Первый эффект, который достигается при изучении ментальной арифметики - развитие числовой памяти. Затем развитие пространственной памяти. Также, достигается прогресс в решении общих математических задач, изучаемых в начальной школе, включая четыре основных арифметических действия и текстовые задачи.

Первый эффект - развитие числовой памяти, особенно заметен, если попросить учеников запомнить и затем повторить цепочку из чисел, от трехзначных до девятизначных. Ученики, осваивающие ментальные арифметику, показывают поразительные результаты в точности запоминания и в количестве чисел, которые они способны запомнить, по сравнению с обычными детьми того же возраста. Это связано с тем, что дети не просто запоминают числа, но визуализируют их в виде изображения бусин на абаке. Этот навык позволяет детям воспроизводить числа не только последовательно, но и в обратном порядке.

Второй эффект - развитие пространственной памяти. То есть запоминание расположения чисел, предметов или любой другой информации в пространстве. Это было выявлено в результате теста на восстановление расположения точек на картинке. Детям требовалось запомнить где на нарисованной сетке находились точки, затем повторить увиденное. В результате, дети, изучающие ментальные арифметику, показали лучшие результаты, по сравнению с другими детьми. Пространственное расположение точек на бумаге не связано с расположением бусин на абаке. Но при этом мы можем подтвердить, что занятия с абаком действительно позволяют ребёнку лучше запоминать и визуализировать, используя навык пространственной памяти.

 

Прогресс в решении математических задач.

Было выяснено, что дети, которые занимаются ментальной арифметикой хотя бы в течение одного года, показывают более высокие результаты при решении математических примеров, по сравнению с обычными учениками того же возраста.

Эти примеры включали в себя сложение однозначных чисел, умножение однозначных чисел, сложение многозначных чисел, вычитание многозначных чисел, текстовые задачи на сложение и вычитание, а также задачи, где необходимо заполнить пропуски недостающими числами, например « -7=27». Хорошие результаты были продемонстрированы даже начинающими учениками ментальной арифметики.

Согласно статистике, сложение однозначных чисел было успешным именно благодаря работе с абаком. Точность и быстрота вычислений с однозначными числами позволила достигнуть высоких результатов в работе с многозначными числами, что в дальнейшем помогло в решении текстовых задач и упражнений на заполнение пропусков. Это связано с тем, что, используя навык ментального счета, ученики тратят меньше времени на восприятие чисел и выполнение простых примеров, тем самым давая себе больше времени на восприятие и решение более сложных упражнений.

Дети, которые занимались ментальной арифметикой более продолжительное время, показывали удивительные результаты в задачах, которые требовали большой концентрации внимания. Например:

·       задание, где дробные числа необходимо расположить по возрастанию (0, 42, 12, 3.73, 0.95, 10.1);

·       задания с несколькими вариантами ответов (выбрать правильный ответ на следующий пример: 1026.95/103.1);

·       текстовые задачи.

Положительный эффект был заметен не только в упражнениях с целыми и дробными числами, но также и в тех задачах, где требовалось использование логического мышления.

Как было отмечено выше, ученики использовали свой навык ментального счета, что помогало им в достижении высоких результатов во всех типах заданий.

Основываясь на результатах, полученных ранее, были выделены основные преимущества ментальной арифметики. Одним из главных достоинств методики является то, что у ученика развивается способность быстро и точно решать математические задачи. Кроме того, ребенок начинает выполнять вычисления только представляя абак в уме, не используя его в физическом плане. С другой стороны, дети привыкают к использованию метода ментальной счета и порой отказываются осваивать другие не менее удобные способы решения примеров. Это особенно заметно, когда детям необходимо решать примеры, где основной целью является именно скорость и точность решения. Но при этом, я уверена, что есть масса способов помочь детям всегда быть заинтересованными.

Я абсолютно уверена, что принципы работы с абаком необходимо внедрять в современные компьютерные программы, которые используются в изучении разрядов чисел. Обычно дети испытывают большие трудности в освоении понятия разряда и в понимании количества нулей в числе, хотя они с легкостью могут назвать число и даже выполняют сложение/вычитание одно- двузначных чисел.

Итак, в начале нового столетия, я надеюсь внедрить систему ментальной арифметики во многие сферы жизни и, тем самым, закрепить её в современной истории.